4 октября 2023 года в Лесной ОСШ был проведен опросник по выявлению уровня
агрессии у учащихся.
Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Обследуемые: обучающиеся 6 -8-х классов.
Диагностическая методика: Тест «Склонности к агрессии»
Инструкция: «В бланке для ответов надо поставить «+» рядом с номерами утверждений, с которыми вы согласны, и «-», с которыми не согласны».
Перечень утверждений:
- Если я разозлюсь, то могу ударить кого – нибудь;
- Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами;
- Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь;
- Если меня не попросять по хорошему, то я не выполню просьбу;
- Мне кажется, что судьба ко мне не спроведлива;
- Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной;
- Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной;
- Если не случилось обмануть кого – нибудь, я испытывал(а) мучительные угрызения совести;
- Мне кажется, что я способен(а)ударить человека;
- Когда я злюсь, то громко хлопаю дверами;
- Иногда люди раздражают меня просто своими присутствием;
- Если мне не нравится установленное правило, мне хочется его нарушить;
- Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю;
- Я думаю, что многие люди не любят меня;
- Если человек мне не нравится, то я прямо говорю ему об этом;
- Нередко мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь;
- Я знаю людей, которые способны довести меня до драки;
- Иногда я выражаю гнев тем, что стучу кулаком по столу;
- Я часто чуствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваттся;
- Если кто – то корчит из себя налальникам всегда поступаю ему наперекор;
- Нет людей, которых я по – ностящему бы нанавидел;
- Довольно много людей мне завидуют;
- Даже если я злюсь, то не прибегаю к «сильным» выражениям;
- Люди, увиливающие от своей работы, должны испытывать чуства вины;
- Я редко даю сдачи, даже если кто – то ударить меня;
- Я могу вспомнить случаи, когд был так зол, что хватал первый попавшийся предмет и ломал его
- Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся;
- Когда со мной разговаривают командным тоном, мне ничего не хочется делать;
- Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям;
- Иногда мне кажется, что надо мной смеются;
- Если кто – то раздражает меня, я готов сказать ему все, что о нем думаю;
- Меня угнетает то, что я делаю мало хорошего для своих родителей;
- Даже если кто – нибудь первым ударит меня, я все равно не отвечу ему;
- В споре я часто повышаю голос;
- Я не раздражаюсь из – зха мелочей;
- Когда кто – нибудь показывает, что он умный, я делаю все, чтобы он не зазнавался;
- Я не всегда получаю то хорошее, что заслуживаю;
- Думаю, у меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить;
- Я часто угрожаю людям, даже если и не собираюсь приводить угрозы в исполнение;
- Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
Бланк ответов
1 | -9 | 17 | -25 | -33 |
-2 | 10 | 18 | 26 | 34 |
3 | 11 | 19 | 2 | -35 |
4 | 12 | 20 | 28 | 36 |
5 | 13 | -21 | 29 | 37 |
6 | 14 | 22 | 30 | -38 |
7 | 15 | -23 | 31 | 39 |
8 | 16 | 24 | 32 | 40 |
По одному баллу начисляется за каждый ответ, совпадающий с тем, что приведен в бланке для ответов (там , где перед номером вопроса стоит знак «-», балл начисляется за отрицательный ответ, где не стоит – за положительный). Суммируются баллы отдельно в каждой строке (0-2 балла – пониженный уровень, 3- средний, 4-5 – повышенный). Они свидетельствуют о следующих характеристиках:
Строка 1. Физическая агрессия – склонность проявлять свое недовольство путем физического воздействия на то, что его вызывает: например, ввязаться в драку или пнуть предмет, о которй споткнулся.
Строка 2. Косвенная агрессия – склонность выражать недовольство путем физического воздействия на тех людей или те предметы, которые не имеют к нему отношения, но просто попадаются под руку: например , разозлился на учительницу, а пнул собаку.
Строка 3. Раздражительность – привычка приходить в раздражение даже по незначительным поводам, эмоциональная неустойчивость. Такой подросток напоминает бочку с порохом: достаточно малейшей искры, чтобы он весь «вспыхнул».
Строка 4 Негативизм – склонность сопротивляться любому внешнему воздействию, даже если оно в собственных же интересах этого человека. Например, такому подростку может быть не важно, что именно надеть, отправляясь на прогулку, но одежда непременно должно быть не той, которую предложили родители.
Строка 5. Обидчивость . Обида — это отрицательная эмоция, возникающая тогда, когда чье – то поведение не соответствует ожиданиям человека. Обидчивые подростки считают, что все вокруг должно быть так, как они желают, испытывают негодование и эмоциональный дискомфорт, если это оказывается не так.
Строка 6. Подозрительность. Такие люди склонны приписывать окружающим, зачастую безосновательно, дурные намерения в отношении себя. Порой им кажется, будто весь мир ополчился против них, а все вокруг только и думают, как бы им навредить.
Строка 7. Словесная агрессия — склонность выражать свое недовольство с помощью речи, например, накричав на кого – нибудь или сказав ему нечто обидное.
Строка 8. Чувство вины — склонность мучительно переживать по поводу своих реальных или мнимых ошибок, прошлых неудач. По сути, такие переживания – это тоже агрессия, но направленная – это тоже агрессия, но направленная не на окружающий мир, а на самого себя.
Рекомендации по преодолению вербальной агрессии у подростков
- Никогда не позволять себе оскорбить подростков, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова. Это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.
- Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистанционно.
- В открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.
- Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
- Обсуждайте поведение только после успокоения.
- Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Имя…, ты расстроился, потому что…. Ты можешь переживать, но не имеешь права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному.
- Нельзя угрожать и шантажировать, т.к. в какой-то момент это перестает действовать, и вы будете неубедительны и бессильны.